
Более 80% мировых товаров перемещаются по морю — морской транспорт остается основой глобальной торговли и интеграции в цепочки поставок.
Морская торговля развивалась на протяжении десятилетий, под влиянием контейнеризации, роста развивающихся экономик и изменения моделей производства и потребления.
Сегодня цифровизация, геополитика, климатические изменения и стремления к устойчивости переопределяют сектор.
Согласно последним данным ЮНКТАД:
• Развивающиеся страны увеличили свою долю в мировых морских перевозках с 38% в 2000 году до 54% в 2023 году, лидирует Азия, основной драйвер — Китай.
• Сдвиг структуры грузов: падение доли нефти (с 29% до 18%) и рост сухих насыпных грузов (с 27% до 36%) за счёт угля, руды, зерна и промтоваров.
• Основные сбои в судоходстве: кризис 2008–2009 годов и пандемия COVID-19, геополитика (ситуация в Украине, напряженность в Красном море) и климатические изменения (засуха в Панамском канале).
Дальнейший вектор изменений определит разворачивающаяся борьба за маршруты и контроль над логистикой, которые становятся новым полем стратегического противостояния в современных условиях «перекраивания» глобальной экономической и геополитической архитектуры.
Исход этого противостояния во многом предопределит какими станут новые глобальные цепочки, что, соответствующим образом отразится на торговле, инвестициях и производстве.
Новая геоэкономическая реальность создает для Казахстана шанс занять свою нишу, используя сильные стороны — выгодную локацию, природные ресурсы и человеческий капитал.
Морская торговля развивалась на протяжении десятилетий, под влиянием контейнеризации, роста развивающихся экономик и изменения моделей производства и потребления.
Сегодня цифровизация, геополитика, климатические изменения и стремления к устойчивости переопределяют сектор.
Согласно последним данным ЮНКТАД:
• Развивающиеся страны увеличили свою долю в мировых морских перевозках с 38% в 2000 году до 54% в 2023 году, лидирует Азия, основной драйвер — Китай.
• Сдвиг структуры грузов: падение доли нефти (с 29% до 18%) и рост сухих насыпных грузов (с 27% до 36%) за счёт угля, руды, зерна и промтоваров.
• Основные сбои в судоходстве: кризис 2008–2009 годов и пандемия COVID-19, геополитика (ситуация в Украине, напряженность в Красном море) и климатические изменения (засуха в Панамском канале).
Дальнейший вектор изменений определит разворачивающаяся борьба за маршруты и контроль над логистикой, которые становятся новым полем стратегического противостояния в современных условиях «перекраивания» глобальной экономической и геополитической архитектуры.
Исход этого противостояния во многом предопределит какими станут новые глобальные цепочки, что, соответствующим образом отразится на торговле, инвестициях и производстве.
Новая геоэкономическая реальность создает для Казахстана шанс занять свою нишу, используя сильные стороны — выгодную локацию, природные ресурсы и человеческий капитал.